Preview

Новые технологии / New technologies

Расширенный поиск

Исследование закономерностей возникновения экстернальных эффектов образования и их значимости для экономического развития

https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-5-82-98

Полный текст:

Аннотация

Целью исследования является оценка количественного влияния образования на возникновение экстерналий и экономическое развитие. Показано, что повышение образования специалистов во взаимодействии с инновационной деятельностью способствует появлению экстернальных эффектов, которые имеют высокий уровень значимости для экономической динамики. В итоге суммарный вклад в ВВП в результате дополнительного года обучения специалиста с высшим образованием возрастает примерно на 50%. Реализуя этот эффект, крупнейшие экономики мира (США, Европейский Союз, Китай и Япония) в течение последних 25 лет увеличивают долю специалистов с третичным (профессиональным) образованием примерно линейно с темпом 0,8±0,2% в год. Для России положительный эффект от высокого уровня третичного образования существенно снижается за счет проблем взаимодействия с экономическим окружением. Доходы, которые получают сами инноваторы, в значительной доле случаев относительно невелики. В частности, для инновации «Открытое дистанционное образование» доход инноватора составил порядка 0,3% от доходов других получателей выгоды от инновации. Значительно большая доля доходов от инновации реализуется как экстернальный эффект других пользователей инновации, в особенности потребителей выпускаемых продуктов и последователей. Количественные оценки экстернального вклада в ВВП инновации «Открытое дистанционное образование» показывают, что они составляют порядка 14 тысяч долларов на выпускника, а всего 340 миллионов долларов в год. Полученные результаты могут использоваться для оценки отдачи от образования и разработки стратегий профессиональной подготовки персонала и инновационного развития.

Об авторах

А. Х. Каранашев
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Россия

Каранашев Анзор Хасанбиевич - профессор кафедры экономики и менеджмента в туризме, доктор экономических наук.

ул. Чернышевского, д. 173, Нальчик, 360004.



А. В. Блинникова
Государственный университет управления
Россия

Блинникова Алла Викторовна - доцент кафедры информационных систем, кандидат экономических наук.

Рязанский проспект, д. 99, г. Москва, 109542.



В. Д. Орехов
Университет «Синергия»
Россия

Орехов Виктор Дмитриевич - научный сотрудник Университета «Синергия», кандидат технических наук.

ул. Мещанская, д. 9/14, стр. 1, Москва, 129090.



Список литературы

1. Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает метаанализ: Препринт WP3/2010/03. М.: Высш. школа экономики, 2010.

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело Лтд, 1995. 236 с.

3. Макконэлл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика / пер. с англ. 16-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения / пер. с. англ. М.: Лашкевич и К, 1895.

5. Власов М.В., Попов Е.В. Экстернальные эффекты производства новых знаний // Вестник УГТУ-УПИ. 2006. № 7 (78). С. 5–11.

6. Самсонова О.В. Проблемы управления образованием. Инвестиции в образование. Государственное управление // Электронный вестник. 2008. Вып. 16.

7. James J. Heckman. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000; 54:3–56.

8. Schweinhart L., Barnes H., Weikart D. Significant benefits: The High-Score Perry pre-school study through age 27. Ypsilanti, Michigan: High Scope Press, 1993.

9. Мелихов В.Ю. Формы экстерналий (внешних эффектов) образования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2006. № 6. С. 226–230.

10. Корицкий А.В. Влияние человеческого капитала на экономический рост: учебное пособие. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2013. 244 с.

11. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: монография. Воронеж, 2005.

12. Barro R.J., Lee J.W. International Data on Education and Attainment: Updates and Implications, Oxford Economic Papers. 2001; 53–3; World Development Indicators. Washington: World Bank, 2005.

13. Mincer J. The Production of Human Capital and the Lifecycle of Earnings: Variations on a Theme. Working Paper of the NBER; 1994. P. 4838.

14. Orekhov V.D. et al. Indicative diagnostics of the educational component of human capital based on mathematical modeling. Opción, Año 35, VE, Especial 2019; 20:2337–2365.

15. International Standard Classification of Education ISCED 2011. UIS UNESCO. 2013. Montreal, Canada [Electronic resource]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf. Accessed: 11.04.2021.

16. Prichina O.S., Orekhov V.D., Shchennikova E.S. World number of scientists in dynamic simulation for the past and the future. Economic and Social Development Book of Proceedings. Varazdin Development and Entrepreneurship Agency; Russian State Social University. 2017. P. 69–81.

17. Education at a Glance 2020: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris [Electronic resours]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2020_69096873-en/

18. Донецкая С.С., Цзи Цяньнань. Реформирование системы высшего образования в Китае: современные итоги // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 12. С. 79–92.

19. Teece D. The Competitive Challenge: Strategies for Industrial Innovation and Renewal. Cambridge, Ballinger; 1987. P. 186–188.

20. Щенников С.А. Новые технологии образования: Опыт сотрудничества МЦДО «ЛИНК» и Британского Открытого Университета // Международное научное сотрудничество. 1995. № 3. С. 22.

21. Жураков А. Пути и методы развития дистанционного бизнес-образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.ou-link.ru/pub/1997vv02.html/


Рецензия

Для цитирования:


Каранашев А.Х., Блинникова А.В., Орехов В.Д. Исследование закономерностей возникновения экстернальных эффектов образования и их значимости для экономического развития. Новые технологии / New technologies. 2021;17(5):82-98. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-5-82-98

For citation:


Karanashev A.K., Blinnikova A.V., Orekhov V.D. Investigation of regularities of occurrence of external effects of education and their significance for the economic development. New Technologies. 2021;17(5):82-98. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-5-82-98

Просмотров: 194


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-0920 (Print)
ISSN 2713-0029 (Online)