Меры поддержки российского туризма в условиях пандемии коронавируса COVID-19
https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-5-65-72
Аннотация
Туристическая отрасль, в том числе и индустрия гостеприимства, в первую очередь пострадали от пандемии нового коронавируса и оказались в беспрецедентных условиях: полное прекращение деятельности некоторых предприятий из-за закрытия границ и самоизоляции. Для одних стран туризм составляет одну из наибольших долей ВВП и является ключевой отраслью для экономики, для других – туризм и сопряженные с международными путешествиями действия существенно ускоряют темпы экономического развития. Участникам индустрии необходимо понимать, какие инструменты стимулирования доступны сейчас и после пандемии, чтобы разработать системный подход к управлению эффектами пандемии. Цель написания статьи – изучение и структурирование мер стимулирования туристической отрасли в условиях пандемии COVID-19. В работе использованы следующие методы научного познания: абстракция, анализ, индукция, синтез. В статье обоснована актуальность исследования. Рассмотрены некоторые индикаторы функционирования внутреннего туризма в период пандемии в сравнении с предыдущими периодами, в частности индексы цен на различные виды платных услуг населению, развитие коллективных средств размещения в России. При этом наблюдается спад всех показателей в период пандемии, что обусловлено вынужденными карантинными ограничениями и закрытием границ в большинстве стран мира. Рассмотрены наиболее востребованные меры государственной поддержки, предложенные правительством для сферы туризма: поддержка при получении финансирования, налоговые льготы, субсидирование операционных расходов, субсидия для МСП (МРОТ), отсрочки по неналоговым платежам, консультационная и образовательная поддержка, отсрочки и льготы по арендным платежам, предоставление грантов и субсидий по конкурсу и др. Предложены меры поддержки туризма в сложившихся условиях: подготовка новых кадров, помощь в разработке стратегии, развитие предпринимательства, привлечение туристов, помощь в переходе в онлайн, облегчение деятельности (налоговые, финансовые, регуляторные послабления).
Об авторах
А. С. АмосовРоссия
Амосов Антон Сергеевич - аспирант.
ул. Первомайская, д. 191, Майкоп, 385000.
М. К. Ашинова
Россия
Ашинова Марина Казбековна - профессор кафедры финансов и кредита, доктор экономических наук, профессор.
ул. Первомайская, д. 191, Майкоп, 385000.
Список литературы
1. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Декабрь 2020. Динамика спроса на туристические услуги в России на фоне пандемии COVID-19 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf
2. О выделении бюджетных ассигнований в целях предоставления в 2020 году субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 18.07.2020 № 1876-р (ред. от 07.12.2020). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358096/.
3. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://natsionalnyyeproyekty.rf/projects/turizm.
4. Концепция развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kurort.krasnodar.ru/activity/informatsiya/kontseptsiya-razvitiya-sanatorno-kurortnogo-i-turistskogo-kompleksa-krasnodarskogo-kraya-do-2030-god.
5. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/298/Strategiya%20razvitiya%20turizma%20na%20period%20do%202035%20goda.pdf.
6. Михайлюк М.Н., Ашинова М.К., Наик Амир Мухаммад. Финансирование малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса COVID-19 // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 2. С. 209–220.
7. Михайлюк М.Н., Ашинова М.К., М. Айуб О.К. Роль инноваций в развитии бизнеса // Новые технологии. 2020. Вып. 2/52. С. 97–106.
8. Моделирование российской идентичности на Северном Кавказе: синергетико-ценологический подход / Чефранов С.Г. [и др.] // Управление мегаполисом. 2012. № 5. С. 53–58.
Рецензия
Для цитирования:
Амосов А.С., Ашинова М.К. Меры поддержки российского туризма в условиях пандемии коронавируса COVID-19. Новые технологии / New technologies. 2021;17(5):65-72. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-5-65-72
For citation:
Amosov A.S., Ashinova M.K. Measures to support Russian tourism in the conditions of the Covid-19 coronavirus pandemic. New Technologies. 2021;17(5):65-72. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-5-65-72