Preview

Новые технологии / New technologies

Расширенный поиск

Бережливый вуз – инновационная модель управления университетом

https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-2-111-120

Аннотация

Бережливое производство как инновационная система взглядов обеспечивает возможность существенного роста эффективности работы предприятий и организаций различной отраслевой принадлежности. В настоящее время высокая потребность в кадрах с бережливыми компетенциями и расширение сферы применения идеологии бережливого производства в экономике России обусловили появление новой модели организации управления в ряде университетов – «бережливых вузах». В статье анализируется процесс и обобщается опыт внедрения принципов бережливого производства в ряде вузов России, определяются главные направления появления позитивных эффектов, определяются возможности формирования региональных образовательных систем, ориентированных на достижение долгосрочных целей развития бережливой личности, формирования в каждом конкретном регионе и стране бережливой культуры. Объект исследования – организации системы высшего образования России, внедряющие принципы бережливого производства в своей деятельности, системе управления. Предмет исследования – роль и место вузов в системе формирования бережливых компетенций, создании потока развития бережливой личности. В работе рассматриваются основные элементы инновационной модели управления вузом, основанной на принципах бережливости. В качестве главного условия эффективного функционирования такой модели выделяется формирование соответствующей корпоративной культуры. Ее функции состоят в формировании мировоззрения будущего специалиста, актуализации ценностей бережливого производства в социально-психологической структуре личности, создание в организации специальной информационно-прозрачной среды коммуникаций, способствующей распространению идей бережливости в университете и за его пределами. Кроме того, в статье обобщается опыт работы зарубежных университетов, реализующих в своей деятельности идеи бережливого производства (Lean Production), проводятся аналогии с позитивными эффектами, которые могут наблюдаться в результате внедрения бережливого производства в практику работы российских вузов.

Об авторах

В. Л. Аджиенко
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Всеволод Леонидович Аджиенко, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор

площадь Павших борцов, д. 1, г. Волгоград, 400131



Л. В. Верменникова
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Людмила Викторовна Верменникова, руководитель Центра бережливых технологий, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС, кандидат экономических наук

ул. им. М. Седина, д. 4, г. Краснодар, 350063



Н. С. Давыдова
АО «Производственная система «Росатом»
Россия

Надежда Станиславовна Давыдова, координатор Ассоциации бережливых ВУЗов, руководитель проекта, доктор экономических наук

Гамсоновский пер, д. 5 стр. 3, г. Москва



С. К. Куижева
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»
Россия

Саида Казбековна Куижева, ректор, доктор экономических наук, доцент

ул. Первомайская, д. 191, г. Майкоп, Республика Адыгея, 385000



Список литературы

1. Давыдова Н.С. Путь бережливой личности. Особенности пути. М.: Издательские решения. 2020. 88 с.

2. Давыдова Н.С., Мазунина С.Д., Позмогова Н.П. Организационно-методические вопросы применения бережливых технологий в медицине с точки зрения мотивации и обучения персонала // Вятский медицинский вестник. 2020. № 1 (65). С. 74–81.

3. Верменникова Л.В., Лупишко А.Н., Веселова Д.В. Lean-технологии как эффективный способ трансформации процессов и внедрения цифровых технологий в образовательной организации // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2020. Т. 3, вып. 3. С. 325–332.

4. Allu E.L. A. (2019) Lean for sustainable development in South Africa: A case study of three universities. Integrity Journal of Education and Training, Vol. 3(2), р. 22–29. https://doi.org/10.31248/IJET2019.039

5. Balzer W.K. (2010) Lean Higher Education: Increasing the value and performance of university processes, CRC Press, Boca Raton, FL.

6. Balzer W.K., Francis D.E., Krehbiel T.C., Shea N. (2016) A review and perspective on Lean in higher education, Quality Assurance in Education. Vol. 24, No. 4. Р. 442–462. https://doi.org/10.1108/QAE-03-2015-0011

7. Bortollotti T., Boscari, S., Danese P. (2015) Successful lean implementation, organizational culture and soft lean practice. International Journal of Production Economics, 160, р. 182–201.

8. Carter B., Danford A., Howcroft D., Richardson H., Smith A. and Taylor P. (2011) Lean and mean in the civil service: The case of processing in HMRC. Public Money and Management, 31(2), р. 115–122.

9. Diamond I. (2015) Working smarter 2015. UK: Universities Scotland.

10. El-Sayed M., El-Sayed J., Morgan J., Cameron T. (2011) Lean program and course assessments for quality improvement. International Journal of Process Education, 3(1), р. 65–72.

11. Emiliani M.L. (2016) Evolution in lean teaching. Available at https://bobemiliani.com/wpcontent/uploads/2016/09/eltpaper.pdf. Accessed 15/3/2018.

12. Isaksson R., Kuttainen C., Garvare R. (2013) Lean higher education and lean research. Angelo Conference Proceedings, 16th Toulon-Verona Conference «Excellence in Services» University of Ljubljana, Slovena, (29–30 August 2013). P. 380–391.

13. Moore M., Nash M., Henderson K. (2007). Becoming a Lean University. Best practices of Southern Association of College and University Business Officers (SACUBO). Available at http://www.okyanusbilgiambari.com/bilgiambari/Yalin/Yalin.Egitim/LeanUniversity.Becoming.UnivofCentralOkla.pdf. Accessed 2/2/2018.

14. Nadeau S. (2017) Lean, Six Sigma and Lean Six Sigma in Higher Education: A Review of Experiences around the World. American Journal of Industrial and Business Management, 7, р. 591–603. https://doi.org/10.4236/ajibm.2017.75044.

15. Svensson C., Antony J., Ba-Essa M., Bakhsh M. and Albliwi S. (2015) A lean six sigma program in higher education. International Journal of Quality and Reliability Management, 32(9), р. 951–969.

16. Thomas I. (2009). Critical thinking, transformative learning, sustainable education, and problem-based learning in universities. Journal of Transformative Education, 7(3), р. 245–264.

17. Vukadinovic S., Djapan M., Macuzic I. (2017) Education for lean and lean for education: A literature review. International Journal for Quality Research, 11(1), р. 35–50.

18. Yorkstone S. (2016) Lean universities. The Routledge companion to Lean management. Abingdon: Taylor & Francis (Routledge), NY. ISBN: 978-1138920590.


Рецензия

Для цитирования:


Аджиенко В.Л., Верменникова Л.В., Давыдова Н.С., Куижева С.К. Бережливый вуз – инновационная модель управления университетом. Новые технологии / New technologies. 2021;17(2):111-120. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-2-111-120

For citation:


Adzhienko V.L., Vermennikova L.V., Davydova N.S., Kuizheva S.K. A lean university as an innovative model of university management. New Technologies. 2021;17(2):111-120. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-2-111-120

Просмотров: 675


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-0920 (Print)
ISSN 2713-0029 (Online)