Preview

Новые технологии / New technologies

Расширенный поиск

Технологические возможности статистических индикаторов сопровождения образовательной политики России

https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-1-94-104

Полный текст:

Аннотация

Реализация проектов и программ в области образовательной политики требует эффективного сопровождения посредством технологий анализа и мониторинга системы образования, что требует формирования системы регулярного наблюдения за процессами развития образования с применением статистических индикаторов и использования их в процессе принятия и поддержки управленческих решений. Недостаточность применения статистических методов при оценке образовательного неравенства акцентирует внимание на наличии потенциала для развития экономики образования посредством включения в ее методологическую область точных, эконометрически обоснованных подходов измерения уровня неравенства, наблюдаемого в распределении человеческого капитала. В связи с вышесказанным в данной статье авторы ставят целью сформировать методологический подход к анализу образовательного неравенства через призму прикладного экономического анализа на основе микроданных статистических обследований и мониторингов для их эффективного включения в образовательную политику. Важную роль в этом контексте играет агенда четвертой цели в области устойчивого развития, утверждающей равное и качественное образование для всех. Авторы идентифицируют ключевые области образовательного неравенства в контексте российской системы образования, а также предлагают методики расчета статистических индикаторов для их измерения. Методики расчета приведены для дошкольного образования, высшего образования, а также в части расчета статистических индикаторов по обучению, успеваемости, навыкам и поддержки групп риска и уязвимых групп. Дальнейшие исследования с учетом предложенных методик должны способствовать приращению нового научного знания для эффективного научного сопровождения образовательной политики. Предложенный в статье подход позволит организовать систему научно-исследовательского лонгитюдного сопровождения процессов, происходящих на всех уровнях образования в части регулярности наблюдений и аналитики системы индикаторов по сформированной методике для поддержки принятия управленческих решений в развитии образовательной политики России.

Об авторах

К. А. Аванесян
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия

Карен Алексеевич Аванесян, ведущий научный сотрудник Академии психологии и педагогики, кандидат социологических наук

ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006



М. А. Боровская
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия

Марина Александровна Боровская, президент,  доктор экономических наук, профессор

ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006



М. А. Масыч
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Россия

Марина Анатольевна Масыч, ведущий научный сотрудник Центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике», кандидат экономических наук, доцент

ул. Б. Садовая, 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006



С. А. Кочкин
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Россия

Сергей Алексеевич Кочкин, доцент кафедры высшей математики, кандидат физико-математических наук

набережная Северной Двины, 17, г. Архангельск, 163002



Список литературы

1. Schulz T. Investment in Human Capital // American Economic Review. 1961. Vol. 51 (1). P. 1–17.

2. Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis // Journal of Political Economy. 1962. Vol. 70 (5). P. 9–49.

3. Heckman J. The Economics of Inequality: The Value of Early Childhood Education // American Educator. 2011. Vol. 35 (1). P. 31–35, 47.

4. Elango S., García J.L., Heckman J.J., Hojman A. Early Childhood Education [Electronic resource]. URL: https://www.nber.org/papers/w21766.

5. Thomas V., Wang Y., Fan X. Measuring education inequality - Gini coefficients of education (English) [Electronic resource]. URL: https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-reports/documentdetail/361761468761690314/measuring-education-inequality-gini-coefficients-of-education.

6. Bennett D. Educational Inequality in the United States: Methodology and Historical Estimates of Education Gini Coefficients [Electronic resource]. URL: https://ssrn.com/abstract=2134646.

7. Bruckauf Z., Chzhen Y. Education for All? Measuring inequality of educational outcomes among 15-year-olds across 39 industrialized nations [Electronic resource]. URL: https://www.unicefirc.org/publications/pdf/IWP_2016_08.pdf.

8. https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/.

9. http://tcg.uis.unesco.org/wp-content/uploads/sites/4/2020/04/Official-list-of-all-SDG-4-Indications-April-2020.pdf.

10. https://gks.ru/bgd/regl/b20_102/Main.html.

11. https://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ/survey0/index.html.

12. https://www.hse.ru/rlms

13. https://www.oecd.org/pisa/

14. https://timssandpirls.bc.edu/

15. http://uis.unesco.org/

16. https://data.unicef.org/wp-content/uploads/2021/03/Job-MICS-Guidebook.pdf.

17. Хекман Дж. Равные условия для всех детей. Стратегия, которая работает. М.: МГУ, 2019. 88 с.

18. Muroga A., Zaw H.T., Mizunoya S., Lin H., Brossard M., Reuge N. COVID-19: A Reason to Double Down on Investments in Pre-primary Education [Electronic resource]. URL: https://www.unicef-irc.org/publications/1137-covid-19-a-reason-to-double-down-on-investments-in-pre-primaryeducation.html.

19. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

20. https://www.oecd.org/skills/piaac/.

21. https://www.gks.ru/sdg/national.


Для цитирования:


Аванесян К.А., Боровская М.А., Масыч М.А., Кочкин С.А. Технологические возможности статистических индикаторов сопровождения образовательной политики России. Новые технологии / New technologies. 2021;17(1):94-104. https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-1-94-104

For citation:


Avanesyan K.A., Borovskaya M.A., Masych M.A., Kochkin S.A. Technological capabilities of statistical indicators to support the educational policy of Russia. New Technologies. 2021;17(1):94-104. (In Russ.) https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-1-94-104

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-0920 (Print)
ISSN 2713-0029 (Online)